Российская история врачей и пациентов

Мы создаем коллективный постоянно пополняемый архив культурной памяти.

Культура соучастия дает возможность сотворчества, создает условия для обретения разделяемой, и в этом смысле коллективной, истории.

Исторический проект, который объединяет людей!

Об отношениях врачей и пациентов не только в современном мире, но даже в средневековой Европе написано много увлекательных томов. Но почти ничего о России. Такая ситуация сложилась не потому, что отношений здесь не было, а потому что имперские врачи хранили истории болезней своих пациентов на дому и даже вели личные дневники и архивы, но революция смела их, уплотнив частные дома и отдав архивы на растопку промерзших домов пролетариата. А в советское время в государственный архив попадали документы лишь выдающихся врачей. О травматическом или курьезном опыте взаимодействия советских людей в больницах и клиниках написали немногие пациенты, в основном писатели или журналисты. Культурная история советской и постсоветской медицины – жанр по преимуществу устный. Он бытует в пространстве кухни, где собирались на посиделки, в дружеских поездках и корпоративах.

Как следствие, нам, российским исследователям, не удается создать культурной истории отечественной медицины. И сейчас, как представляется, это невозможно сделать силами нескольких энтузиастов историков. Для активации пласта социальной памяти нужна культура соучастия, некий волонтерский проект. Он смог бы аккумулировать разные опыты взаимодействия, удивления, шокирования, благодарности и всей гаммы человеческих чувств, порожденных опытом проживания болезни. Вполне вероятно, что этот коллективный опыт окажется иным, чем в других странах. Или окажется разнообразным в рамках одной страны. Возможно, есть разные социальные опыты, также как гендерные и возрастные.

К участию в этом проекте мы призываем тех, кто может и хочет поделиться историей своего личного или услышанного от соотечественников опыта обретения и опыта предоставления медицинской помощи.

Воспоминания предполагается получать в виде текстов длинною в пределах 500 слов. Длинный рассказ может быть послан в виде «сериала» из несколько частей. Соединенные вместе эти рассказы смогут образовать живое повествование, которое читатели смогут дополнять, корректировать, обогащать подробностями в комментариях.

Мы предполагаем, что все публикации разделятся на два параллельных потока: память врачей и память пациентов.

Раздел 1. Память медиков

В этом разделе мы планируем опубликовать воспоминания врачей и других медицинских работников (судебно-медицинских экспертов, патологоанатомов; специалистов лабораторной службы, медицинские сестры; руководителей лечебно-профилактических учреждений и др.), о различных интересных для массового читателя случаях из их профессиональной жизни. В их числе будут истории - необычного и необъяснимого течения болезни, «чудесных» спасений и исцелений, панацей, драматичных ошибок, увлекательных диагностических поисков и детективных расследований. Здесь будут собраны как совершенно уникальные сюжеты, так и рассказы о врачебной повседневности.

Image
Image
Image

Раздел 2. Воспоминания пациентов

Этот раздел – своего рода аккумулятор запоминающихся историй, рассказанных не-медиками об их опыте взаимодействия с системой здравоохранения. Ведь каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивался с ней. И конечно, они были разными: радостными, печальными, трагическими, счастливыми. Нам важен эмоциональный регистр отношений врачей и пациентов. Это часть жизненного опыта наших соотечественников

Заполните обязательные поля
Заполните обязательные поля
Заполните обязательные поля

Мы оставляем за собой право модерировать поток высказываний, не допуская оскорбительных или способных задеть честь и достоинство сторонних людей, а также исправлять лингвистические ошибки в посланиях. Надеемся, что такое намерение вызовет у вас понимание и сочувствие.

В идеале реализация намерения преследует две цели: получить увлекательное чтиво о прожитом, о медицинском опыте россиян; и второе восполнить совместными усилиями дефицит исторических свидетельств о повседневной жизни россиянина, обладающего телом и вынужденного его лечить. Легко ли это было сделать в условиях социалистической «бесплатной и качественной» медицины? А в условиях низкой зарплаты врача? А в лихие 90-е? Или в реформированных больницах, лишившихся санитаров в 2010-е? Как спасались люди, о чем думали, как обходили постановления и дефициты? Кому и за что остались на всю жизнь благодарны?